Блог учителя-логопеда Стовба Надежды Витальевны
"Мир звуков".
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
"Мир звуков".
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
Логопедическая работа: профилактическая направленность
Сегодня с трудом найдешь детей с нормальной, хорошо развитой речью, с чистым звукопроизношением. Логопедическая помощь необходима почти всем детям. Даже если максимально увеличить количество учителей-дефектологов, со всей речевой патологией только их силами не справиться. Работа по профилактике речевых нарушений должна вестись буквально «всем миром»:
• родителями (в первую очередь);
• педиатрами (выявляя речевую патологию как можно в более раннем возрасте и направляя детей к логопеду);
• воспитателями;
• логопедами.
• педиатрами (выявляя речевую патологию как можно в более раннем возрасте и направляя детей к логопеду);
• воспитателями;
• логопедами.
Если проанализировать ситуацию с речевой патологией, то можно прийти к выводу, что помимо объективных социальных, экономических и экологических причин, существуют причины и субъективные, а именно:
родители, к сожалению, часто недооценивают или вообще не обращают внимания на проблемы с развитием речи детей. Не болеют — и ладно! В лучшем случае, прислушиваются к советам родственников, соседей и, чего греха таить, — некоторых не очень компетентных воспитателей, которые уверяют встревоженную маму, что еще рано обращать внимание на речь ребенка и «все рассосется» само собой;
педиатры часто не посылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Неосмотренными остаются дети четырех-пяти лет. А ближе к школе идет «обвал» осмотров, тревог и переполнение логопедических групп детьми шестилетнего возраста, которые уже должны были бы учиться в школе;
воспитатели стали меньше обращать внимания на звукопроизношение детей. Совсем недалеко то время, когда звуковой культуре речи, пересказам, составлению рассказов по картине и т. д. уделялось достаточно внимания. И это при том, что положение с речевой патологией не было столь критичным. На нарушения звукопроизношения часто вообще не обращается внимание. Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школе обучается огромное количество детей с нарушениями речи. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в детских дошкольных учреждениях эпизодически. Воспитатели испытывают затруднения в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей, зачастую путают понятия «звук» и «буква», не знают артикуляционных укладов, не регулярно работают над развитием речи;
логопедам поликлиники не всегда удается вовремя обнаружить и диагно-стировать речевую патологию, так как не все дети по тем или иным причинам проходят осмотр логопеда ежегодно. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителями-дефектологами дошкольных учреждений чаще всего базируется лишь на личных контактах, поддерживаемых энтузиастами.
Таким образом, можно говорить о том, что почти отсутствует система мероприятий, проводимых с целью предупреждения недостатков речи у детей.
Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения — работа логопеда.
Для того, чтобы проводить занятия по звуковой культуре речи, воспитатель должен знать, что необходимо:
• подготовить артикуляционный уклад звука;
• формировать слуховое внимание, фонематический слух;
• проводить работу по звуковой культуре речи только на правильно произносимых звуках;
• на занятии отрабатывать только звуки, близкие по артикуляционному укладу (желательно, один звук), для дифференциации берутся звуки парные:
• формировать слуховое внимание, фонематический слух;
• проводить работу по звуковой культуре речи только на правильно произносимых звуках;
• на занятии отрабатывать только звуки, близкие по артикуляционному укладу (желательно, один звук), для дифференциации берутся звуки парные:
звонкие-глухие;
твердые-мягкие;
свистящие-шипящие;
пары звуков, которые дети чаще всего не дифференцируют в произношении:
к-г-х
т-д
м-н
ц-с
щ-сь
ч-ть
й-ль
л-р
л-ль
р-рь;
• иметь представление о звукопроизношении всех детей в начале года, в конце года и выделять группу риска.
Самые популярные вопросовы логопеду
Дети
с нарушениями развития,
безусловно, нуждаются в
квалифицированной помощи
коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь
родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития
ребенка именно родители, заподозрив
отставание или нарушение
в развитии, должны
обратиться за помощью
к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь
никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребёнку и никто так
остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать
компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей. Мне как
практикующему логопеду, работающему в детском саду комбинированного вида, часто
приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5-, а иногда и 6-летних
детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития,
считая, что у их ребёнка всё в порядке. Предложение
перевести ребёнка в логопедическую группу пугает многих родителей,
воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи
под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой,
чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную
группу.
Вопреки распространенному мнению
логопед не только
«ставит» звуки. Работа
логопеда в коррекционной группе
начинается с развития
у детей внимания,
зрительного и слухового восприятия (узнавания
и различения), памяти
и мышления. Без
этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс.
В задачи логопеда
входят расширение и
обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение
грамоте, исправление грамматических ошибок, нарушений фонематических процессов.
Кроме владения методиками
коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии,
психопатологии, патологии органов слуха и речи.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПОРА ПОКАЗАТЬ РЕБЁНКА
ЛОГОПЕДУ?
Мнение, что ребенка
надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь
ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для
развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все
ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что
развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический
кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой
в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы
во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо
особенно внимательно следить
за становлением речи.
Тогда маме не
придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это
время?».
Сейчас активно
разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи,
система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И всё же
чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его
коррекция.
МОЖЕТ ЛИ МАМА САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН
ЛИ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД?
Дети овладевают правильной
речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста
существует своя норма. К году
нормально развивающийся ребенок
произносит «лепетные» слова, понимает
отдельные слова, соотносит
их с конкретными
предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где
мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум
годам употребляет предложения
из двух-трех слов,
понимает и правильно
выполняет двухступенчатую
инструкцию («пойди на
кухню и принеси
чашку»), имеет словарный
запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки:
п,
б, м, ф, в, т, д, н, к, г .
Если к
2,5 года у
ребёнка не формируется
элементарной фразовой речи – значит,
темп его речевого развития
отстает от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение
правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он
переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм
существительных единственного
множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на,
в, под, за, с, из) и союзы (потому что,
если, когда). К
3,5 года значительно
увеличивается количество
прилагательных. В речи
четырёхлетнего малыша уже
встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
употребляются предлоги (по, до, вместо,
после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются
свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 годам. К пяти годам ребенок
полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, обувь, овощи, фрукты и т.д.)
В словах уже не встречаются пропуски,
перестановки звуков и слогов; исключение
составляют только некоторые трудные
незнакомые слова ( экскаватор и т.п.). В предложении используются все части
речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет
в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться
к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают
многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому
рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем
ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а
первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ
РЕБЁНКА?
Несомненно, трудно
переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее
время появилась масса
книг, помогающих родителям
развивать речь ребенка,например: Максаков А.И.,
Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у
детей правильного произношения; Швайко Г.С.
Игры и игровые упражнения
для развития речи. Иногда бывает достаточно привлечь
внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный
эффект. В других
случаях предварительно необходимо
развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной
гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца
занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к
профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе
отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для
детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей –
это образец для
подражания и основа
последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
·
нельзя «сюсюкать»,
то есть говорить
«лепетным» языком или
искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;
·
желательно, чтобы
ваша речь была
всегда чёткой, достаточно
плавной, эмоционально
выразительной, умеренной по темпу;
·
общаясь с
ребёнком, не перегружайте
свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями
и оборотами. Фразы
должны быть достаточно
простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в
тексте, нужно не только объяснить
ребёнку в доступной
его пониманию форме,
но и проиллюстрировать на практике;
·
следует
задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
·
ребёнка
нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
·
Полезно
читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту; Очень важно
развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую
моторику кисти руки.
КАК ПОПАСТЬ НА ЗАНЯТИЯ К ЛОГОПЕДУ?
Логопедическая помощь
оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда
логопеды работают в
домах культуры, различных
центрах. По сути,
это те же
специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы
решили обратиться к
логопеду, сначала надо
побывать в поликлинике.
Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи,
проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией
несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет
ребёнка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК) для уточнения
диагноза и (при
необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском
саду при наличии
ставки логопеда занятия
с детьми могут
проводиться либо на логопункте, либо в специализированных
группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи.
Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в
неделю.
Если в детском саду
есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в неё детьми. В
основном, это дети с тяжелыми
нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо,
чтобы возраст ребёнка
соответствовал комплектуемой группе
(как правило, 4 или
5 лет на
начало обучения), имелись
необходимые справки от
специалистов поликлиники
(окулиста, психиатра, логопеда,
отоларинголога) и направление
от ПМПК. Комплектование групп
обычно проходит с
января по май,
занятия начинаются с
1 сентября следующего учебного
года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если
он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на
исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает
исправление нарушений письма и чтения.
НЕ УХУДШИТСЯ ЛИ РЕЧЬ МОЕГО РЕБЁНКА В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ?
Нельзя полностью
исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать
кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь
значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и
собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
МОЖЕТ РЕБЁНОК ПРЕОДОЛЕТЬ РЕЧЕВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ В ОКРУЖЕНИИ
НОРМАЛЬНО ГОВОРЯЩИХ СВЕРСТНИКОВ?
Безусловно, нормальная
языковая среда благотворно
влияет на формирование
речи ребёнка. Однако далеко не
всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому
служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша
настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется
логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
МОЕМУ СТАРШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД ПОМОГ
ЗА ШЕСТЬ ЗАНЯТИЙ, ТАК СТОИТ ЛИ ИДТИ В
ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ?
Если нарушение речи
выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться
к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять
от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых
звуков и индивидуальных особенностей ребёнка.
При общем недоразвитии речи (ОНР)
нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура
слов: петерь
– теперь, масалет –
самолет, агат – виноград. Словарь
бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила
– нож. Ребёнок с
трудом строит фразу,
при этом часто
с грамматическими ошибками. Коррекция подобных
нарушений возможна только
при ежедневном комплексном
медико- педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и
может занять до 2–3 лет и более.
НЕ ПОМЕШАЕТ ЛИ ОБУЧЕНИЕ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ПОСТУПИТЬ В ПРЕСТИЖНУЮ ШКОЛУ?
Факт посещения
ребёнком логопедической группы
не фиксируется в
каком-либо документе,
предъявляемом при поступлении
в школу, и
не является противопоказанием для
обучения в массовой школе. Если
ребёнок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и
у него будут
соответствующие способности, он
может поступать в
любое учебное заведение.
ЧЕМ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОСЕЩЕНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ?
К плюсам
можно отнести малую
наполняемость группы –
10–12 человек. В
таких условиях уменьшается риск
инфекционных заболеваний, ребёнок меньше утомляется в течение дня, а у
воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребёнку. С детьми
работают опытные воспитатели
исключительно с педагогическим образованием
и окончившие специальные логопедические курсы,
учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребёнком ежедневно
проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания,
памяти, мышления, общей
и мелкой моторики,
дыхания. По уровню
подготовки к школе выпускники логопедических групп
зачастую обгоняют детей,
посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать педагога, у
него формируются навыки учебной деятельности.
Кроме того,
родителям необходимо вместе
с ребёнком вести
тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.
РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ СТОИТ
ДИАГНОЗ ЗРР.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Диагноз «задержка
речевого развития» (ЗРР)
означает, что развитие
речи у ребёнка
идёт медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными
причинами (папа или мама тоже поздно
начали говорить), частыми
болезнями. В этом
случае все силы
организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и
речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребёнком мало
разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На
начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь,
но и видеть
артикуляцию взрослого. Речь
должна быть простой,
чёткой и доступной.
Если задержка
развития речи обусловлена
этими причинами, вмешательства
специалиста не требуется.
Достаточно создать ребёнку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что
задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время
беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители
иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и
нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до
3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребёнка
по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о
задержанном, о нарушенном развитии речи.
В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ И ПИШЕТ.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Чтение – сложное
действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла
прочитанного. В начале
обучения чтению ребёнок
учится переводить написанное
слово в звучащее: опознавать
букву и соотносить
её со звуком,
соединять несколько букв
в слог и несколько слогов в слово. Эти технические
операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста
затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш
концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные
проблемы могут возникать и с письмом.
До конца
первого класса нельзя
говорить о нарушениях
чтения и письма,
говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже
остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за
консультацией к логопеду.
Сложности с чтением и
письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха,
зрения и
у тех ребят,
которым невропатолог ставил
диагноз ММД (минимальные
мозговые дисфункции).
КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА
ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?
В
основе обучения чтению
– не буква,
а звук. Прежде
чем показать ребёнку
новую букву,например М,
следует научить его находить на слух звук М в слогах, словах. На первых порах
следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы
произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в
побуквенном чтении, то есть ребёнок сначала называет буквы: м,
а – и только после этого
складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения
очень стойкий и
исправляется с большим
трудом. Если ребёнок
и сможет таким
способом прочитать слова из трёх-четырёх букв, то чтение более сложных
слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет
сформировано беглое чтение). Пусть поначалу
ребёнок долго тянет
первую букву слога,
пока не распознает
следующую букву. Главное, чтобы
он не останавливался после первой буквы, слитно прочёл буквы слога. В первую
очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но.
После того как будет
достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию
сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые
звуки, например, ш на с(сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы,
пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В
противном случае может
зафиксироваться неправильная связь
между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребёнка письму,
необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это
неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть
правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно
двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой
руки должна быть обращена к поверхности
стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца
и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на
верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и
указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня.
Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребёнка
ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол,
середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец
строки.
РЕБЁНОК В 2 ГОДА ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ, НО
НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ
Чтобы овладеть
аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском
саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребёнок мог разложить
услышанное слово на звуки
(анализ) и соединить
звуки в слоги,
а слоги в
слова (синтез). Такой
навык формируется не раньше четырёх лет при условии систематических
занятий.
Можно научить читать
и раньше четырёх лет методом глобального чтения. При этом ребёнок запоминает
образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно
рассчитывать, что он
сможет запомнить большое
количество слов. К тому же
методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и
предложения.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ,
ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО
ПИШЕТ БУКВЫ?
Если ребёнок пишет
буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего
это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребёнок правильно показывать
свое правое ухо, левую ногу и т.д.,
складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент
картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и
синтеза.
Очень полезны для
развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры- занятия
типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные
конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не
похожие по написанию буквы: м и б, ти д.Причиной становится то,
что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический
слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух
трудные звуки слогах, словах.
Чтобы ребёнку было легче запоминать
буквы, рекомендуются следующие приёмы:
взрослый пишет
«трудную» букву большого
размера (5–6 см),
ребёнок раскрашивает или штрихует её; лепка буквы из пластилина;
вырезывание буквы по контуру, нарисованному взрослым; «написание» широким
жестом всех изучаемых букв в воздухе;
сравнение буквы и её
элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.; обводка пальцем буквы,
вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь
с закрытыми глазами; выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы,
пуговиц, спичек и т.д.; обводка букв, написанных взрослым; письмо буквы по
опорным точкам, поставленным взрослым.
МОЖЕТ ЛИ У МОЕГО РЕБЁНКА ПОЯВИТЬСЯ
ЗАИКАНИЕ?
Заикаются примерно
2% детей, то
есть один из
пятидесяти. Причем заикание
у мальчиков встречается в четыре
раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет.
Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле
все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не
возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной
нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать
заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или
устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью,
родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с
постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ.
Одна из причин
заикания – непосильная
речевая нагрузка (повторение непонятных и
трудных слов; декламация
сложных по содержанию
и больших по объему
стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и
развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх
лет), одновременно с бурным развитием речи
возникает и заикание.
Оно может появляться
у детей с
замедленно формирующейся
двигательной сферой. Такие
дети неловки, плохо
себя обслуживают, вяло
жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук
(сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук).
Им не рекомендуется
много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребёнка
большим количеством впечатлений
(кино, чтение, просмотр
телепередач и т.п.)
в период выздоровления после
перенесенного заболевания. Несоблюдение
режима и требований правильного воспитания в это время
может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребёнка,
наказывать, оставляя одного в помещении, особенно тёмном.
Перед сном лучше
играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребёнка, когда
он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала
успокойте его.
Заикание иногда
возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается. Чтобы вовремя помочь ребёнку, важно не
пропустить первые признаки заикания:
ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может
длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже
заикаясь);
-
употребление перед
отдельными словами лишних звуков (а, и);
-
повторение первых
слогов или целых слов в начале фразы;
-
вынужденные остановки
в середине слова, фразы;
-
затруднения перед
началом речи.
При возникновении
признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Рекомендуемая литература
Белая А.Е., Мирясова В.И.
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, 2002.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь
по развитию речи дошкольников. – М., 2002.
Васильева С.А., Соколова Н.В.
Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001.
Гаврина С.Е. и др. Серия
«Папка дошкольника». – Киров, 2003.
Гаврина С.Е. и др. Серия
«Мои первые тетрадки». – Киров, 2003.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.
Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у
детей. – М.: Гном и Д, 2005.
Глинка Г.А. Буду говорить,
читать, писать правильно. – СПб.: Нева, 2004.
Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. – СПб.:
СпецЛит, 2002.
Киселева Г.А. Книжка-учишка:
Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4–6
лет. Выпуски 1–3. – М.: Книголюб, 2003.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для
детей 4–6 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
Скворцова И.В. 100
логопедических игр. – СПб.: Нева, 2005.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние
задания для детей 5–7 лет с ОНР. – М.: Гном и Д, 2005.
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития
речи: Альбом дошкольника. – М.: Книголюб, 2004.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.
– М.: Гном и Д, 2004
Ткаченко Т.А.
Физкультминутки для развития
пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи.
– М.: Гном и Д, 2003.
Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л.
Тестирование будущих первоклашек. – Р/Д: Феникс, 2004.
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В.
От первого слова до первого класса. – М., 2002.
КАК ИГРАТЬ С БУКВАМИ
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАГОВОРИТЬ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Хорошие рекомендации. возьму на заметку! спасибо!!!
ОтветитьУдалить